Меню сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2012 » Август » 16 » Неспортивный туризм
09:42
 

Неспортивный туризм

Константин СОРОКИН | Фото автора
>

На горный перевал в южной части Заилийского Алатау, через которую проходил туристический маршрут по Казахстану, мы поднимались вслепую, ориентируясь по габаритным огням впереди идущей машины. На высоте 2000 м пошел дождь.

Потом начался град. А на очередном витке серпантина караван накрыло плотной пеленой тумана. Если стихия не отступит, придется возвращаться назад и двигаться к цели путешествия, как обычные туристы, — по асфальтовым дорогам.

А ведь за пару часов до выезда в горы было тепло и солнечно. На стоянке возле дилерского центра Mitsubishi в Алма-Ате мы разбились на экипажи и довольные уселись в машины. Я выбрал самый свежий полноприводный автомобиль в семействе «трех бриллиантов» — новый Pajero Sport. В профиль он напоминает Outlander XL, анфас — пикап L200, а скошенной атрибутикой на облицовке — Pajero прошлого поколения. Собирательный образ. Внедорожник, который в плотном потоке машин легко спутать с любым другим автомобилем Mitsubishi. Внутри, правда, «спортсмен» оказался интереснее. Сочетание черного, серебристого и серого пластика выглядит гармонично, светлая дверная обивка визуально расширяет салон, при этом отделочные материалы не грешат «пластмассовой» скрипучестью и приятны на ощупь. А вот ядовито-синюшная «блямба» маршрутного компьютера режет глаз — неужели для его дисплея не нашлось более нейтрального цвета?


Водительское место радует приличной эргономикой и удачными отделочными решениями. Но вот «дерево» и «хром» здесь лишние

Цифры на ультрамариновом экране стали настораживать с самого начала поездки. Щепетильно соблюдая скоростной режим на трассе и в населенных пунктах (в Казахстане наказывают даже за мизерное превышение), я умудрился «провалить» средний расход топлива за отметку 12 л/100 км — это многовато даже для турбодизеля объемом 3,2 литра, который при законопослушной езде не поднимает стрелку тахометра выше 2000 об/мин. Вырываюсь на оперативный простор, наступаю на педаль газа и… Формально на две тонны снаряженной массы здесь приходятся 163 «дизельные» лошадиные силы, и это неплохо. Пик момента двигатель развивает на 2000 об/мин — здорово. Адаптивный «автомат» INVECS второго поколения тоже хорошая штука. Но в целом — ощущение «ваты». Ватный руль с искусственным усилием, ватная педаль газа, ватные реакции... Наступаешь «в пол», ждешь «трехлитрового» ускорения, а «спортсмен» семенит, словно пенсионер на утренней пробежке. Дожимаешь педаль — и с философским раздумьем «автомат» переключается-таки вниз. Я «дрессировал» адаптивную коробку, продавливал педаль в kick-down, но не нашел ни намека на спортивность. Езда на месте задних пассажиров и вовсе обернулась пыткой. Чтобы при моем далеко не баскетбольном росте нормально усесться на заднем «диване», приходилось отодвигать подушку назад и сильно наклонять спинку (слава богу, такая возможность есть). Рискнув прокатиться с прямой посадкой, я дважды получил по лбу жесткой подштамповкой крыши.

Кажется, небо светлеет и можно продолжать движение на восток. Если все пойдет по плану, то, преодолев перевал Кызылауз, мы повернем в сторону Кольсайского озера, уйдем на север вдоль Чарынского каньона и, миновав горный массив Сырт, отправимся в природный парк Алтын Емель — место, куда стремятся попасть те, кто пресытился философией Тибета, исходил пешком континентальный Китай и видел все семь чудес света.


Такой вид открылся из окна гостевого дома на рассвете. К берегу Кольсайского озера жалко подпускать туристов — загадят ведь!

Место первой ночевки оказалось странным. Чистый двухэтажный коттедж горной турбазы манил уютом, но чтобы добраться до крыльца, пришлось карабкаться по грязному глинистому подъему — проложить к домику деревянный настил хозяева не догадались. На каждом этаже есть спутниковое телевидение, но не подключен бойлер с горячей водой. На террасе сложена аккуратная поленница из дров, но топить нельзя, потому что не работает система отопления. Но спускаешься на ужин — и тут же забываешь про все житейские проблемы, потому что уровень кулинарного гостеприимства в Казахстане убивает наповал: сбежав из-за стола около двух часов ночи, я не попробовал и половины мясных блюд, приготовленных местными поварами! Проснулся утром, выглянул в окно и испытал новый культурный шок. В том месте, где вечером висел плотный туман, открылось красивейшее горное озеро.

Цены, которые местные турагентства просят за отдых на таком курорте, гуманностью не отличаются (в сутки от 40 до 80 долларов с человека), но на пару дней к Кольсайскому озеру съездить стоит. Только не поддавайтесь на уговоры туроператора и не покупайте недельную путевку — семь дней на одном месте в горах делать нечего. А еще не верьте прогнозам погоды, обещаниям трехзвездочных удобств и помните, что перепад дневной и ночной температуры даже летом в горах может достигать 30 градусов!


Через несколько часов после атаки стихии туман резко поднялся вверх, открывая вид на перевал. Мы, словно по команде, схватились за фотокамеры

Вечерний штурм перевала и спуск с высоты 3000 метров по крутому каменистому склону заставил взглянуть на Mitsubishi Pajero Sport под другим углом. На валунах мы ни разу не чиркнули кузовом (с внедорожной геометрией у этой машины все в порядке), не застряли в скользкой расщелине и преодолели все глинистые участки без посторонней помощи. Кстати, с 2009 модельного года на автомобили Mitsubishi Pajero Sport устанавливается трансмиссия Super Select 4 WD, которая позволяет иметь не только жесткую, но и дифференциальную связь между осями (Pajero Sport первого поколения имел подключаемую схему полного привода Easy Select). Управляется она двухходовым рычагом, а отдельная кнопка активирует жесткую блокировку заднего межколесного дифференциала. Функционально «спортивный» Super Select является полным аналогом трансмиссии «взрослого» Pajero с той лишь разницей, что межосевой дифференциал здесь симметричный, то есть распределяющий крутящий момент в соотношении 50:50 (на автомобилях Mitsubishi Pajero соотношение иное — 33:67 в пользу задней оси). На скользких покрытиях с дифференциальным полным приводом чувствуешь себя значительно увереннее, чем с подключаемым, особенно когда приходится преодолевать трудные участки ходом и часто маневрировать.

А вот и представители местной фауны! Наблюдаешь в бинокль за выкрутасами горных баранов и удивляешься мудрости природы. Ведь будь у рогатых альпинистов чуть больше мозгов, они бы ни в жисть не полезли бы на скалы, а щипали бы травку в долине под присмотром облизывающихся волков. А сколько адреналина выплескивается при неожиданных встречах с обитателями гор на узких каменистых серпантинах! Карабкаешься в подъем на «понижайке», медленно, дабы не спугнуть затаившегося за поворотом зверя, огибаешь нависший над пропастью валун, опускаешь боковое стекло, достаешь фотоаппарат, а за поворотом — не архар, не кулан, не джейран, а... груженная сеном «шишига» с улыбающимся казахом за рулем:

— Привет, братан! Куда едете?


Такие подъемы автомобили Mitsubishi Pajero, Pajero Sport и L200 преодолевают на верхнем ряду трансмиссии. Но мы ехали на понижающей передаче, чтобы получше рассмотреть окрестности

На третий день тряски по камням произошла окончательная переоценка ценностей. Мы проваливаемся в ямы, растрясаем свои организмы, материмся, а Pajero Sport невозмутим, как гранитная скала. Не скрипит пластиком, не пропускает удары по подвеске и даже не дребезжит рулевыми карданчиками. Монолит! На разбитых дорогах подвеска демонстрирует феноменальную энергоемкость — только стисни зубы и терпи, — а трансмиссия прощает все или почти все.


Чуть ли не каждый камень природного парка Алтын Емель помнит нашествие войск Чингисхана. Составленные вместе обломки скалы — это Ошактас, большой очаг, где монгольские воины готовили пищу

Выехав с каменистого берега Капчагайского водохранилища, мы километров пятнадцать пылили по степи на «нижнем» ряду, забыв выключить демультипликатор (индикации режима «low range» в комбинации приборов нет), не чувствуя в поведении мотора никакого надрыва — спасибо растянутому передаточному ряду. Даже басовитый рык трехлитрового турбодизеля, казавшийся на шоссе старческим брюзжанием, в горах напоминал благородный голос поющего бархана — одной из самых загадочных достопримечательностей природного парка Алтын Емель.

Поющий бархан — это песчаная дюна высотой 150 метров, которую дующий с отмелей реки Или ветер насыпал за несколько тысячелетий. В отличие от дюн Сахары и Ближнего Востока, казахский бархан не кочует под воздействием ветра и сохраняет неизменной свою форму, встречая путников характерно изогнутым лезвием острого склона. Бархан правда поет! Чтобы услышать звуки (по одной из легенд, внутри поющей дюны живет душа злого духа), нужно забраться на крутой склон и, подойдя к краю, скатиться вниз вместе с пластом песка. Сумеешь устоять на ногах и проехаться по склону, как на лыжах, — услышишь нечто похожее на звуки органа. Свалишься на опорную точку — почувствуешь «дизельное» воздействие инфразвука. Поет бархан только в сухую погоду, а акустический эффект, по мнению физиков, возникает за счет трения наэлектризованных песчинок. Осторожно, поющий бархан коварен! В жертву древнему «певцу» наша группа принесла две фотокамеры, загнувшиеся при попытке запечатлеть процесс извлечения звука из песчаного склона.

Если от бархана проехать дальше вдоль берега Капчагайского водохранилища, то попадаешь в долину-некрополь, где стоят курганы с могилами скифов. Рядом — вход в ущелье Танбалы Тас, стены которого украшены петроглифами — наскальными рисунками сцен охоты на животных. Сохранность рисунков поражает. И все это без охраны! Пока древняя галерея страдает только от любителей царапать на камнях свои имена. Но если нагрянут настоящие вандалы, то куски гранита с наскальными рисунками из ущелья Танбалы Тас казахским этнографам придется разыскивать на западных аукционах.

>

Тысяча километров по предгорьям Тянь-Шаня, пройденных на автомобиле Mitsubishi Pajero Sport, стала не самой легкой прогулкой в моей жизни: спина до сих пор помнит камни перевалов в районе Кунгей-Алатау, а ссадина на лбу напоминает о низкой крыше в районе заднего сиденья. А может, экологические туры и надо совершать именно на таких машинах? Чтобы каждый камень — ударом в почку, каждая промоина — с прикусыванием языка. Ведь сознательный отказ от комфорта — это тоже своеобразный способ единения с природой. Смущает только цена вопроса: за совсем «неспортивный» Mitsubishi Pajero Sport дилеры просят как минимум 1,3 млн рублей.

Паспортные данные Автомобиль Mitsubishi Pajero Sport Тип кузова 5-дверный универсал 5-дверный универсал Число мест 5 5 Дорожный просвет 215 215 Объем багажника, л 1260/2558* 1260/2558* Снаряженная масса, кг 2135/2195 2135/2195 Полная масса, кг 2710 2710 Масса буксируемого прицепа, кг 750/2500* 750/2500* Двигатель турбодизель турбодизель Расположение спереди, продольно спереди, продольно Число и расположение цилиндров 4, в ряд 4, в ряд Рабочий объем, см 3200 3200 Степень сжатия 17,0:1 17,0:1 Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 163/120/3500 163/120/3500 Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 343/2000 343/2000 Коробка передач механическая, пятиступенчатая автоматическая, четырехступенчатая Передаточные числа I 4,31 2,84 II 2,33 1,50 III 1,44 1,00 IV 1,00 0,73 V 0,79 — задний ход 4,22 2,72 главная передача 4,10 4,10 демультипликатор 1,90 1,90 Привод постоянный полный, с возможностью отключения привода на передние колеса и блокировкой межосевого и заднего межколесного дифференциалов Передняя подвеска независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах со стабилизатором независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах со стабилизатором Задняя подвеска зависимая, пружинная, со стабилизатором Передние тормоза дисковые вентилируемые дисковые вентилируемые Задние тормоза барабанные барабанные Максимальная скорость, км/ч 174 178 Время разгона 0—100 км/ч, с 11,4 12,3 Расход топлива, л/100 км городской цикл 10,5 10,5 загородный цикл 6,4 6,4 смешанный цикл 7,9 7,9 Выбросы CO, г/км смешанный цикл 188 188 Емкость топливного бака, л 70 70 Топливо дизельное дизельное * Со сложенными задними сиденьями
** Без тормозов/с тормозами
Просмотров: 415 | Добавил: uffely | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Август 2012  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта